Назад

Содержание

Вперед

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Тема 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА

Хозяйственный учет – это организованная в общегосударственном масштабе обоснованная система отражения хозяйственных процессов в их количественном и качественном выражениях, необходимая для руководства производством и распределением.

Необходимо знать виды народно-хозяйственного учета: статистический, оперативный и бухгалтерский, рассмотреть их задачи, сферы применения и отличия, а также взаимосвязи между ними.

Вопросы для самопроверки

1.     Понятие хозяйственного учета.

2.     Виды учета, их единство и отличия.

3.     Измерители, используемые в хозяйственном учете.

Тема 2.ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Под предметом бухгалтерского учета следует понимать хозяйственные средства во взаимосвязи с источниками их формирования и оборот, совершаемый в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Все средства предприятия подразделяются по двум признакам:  функциональной роли в процессе воспроизводства и источникам образования и назначения.

По составу и характеру использования имущество предприятия подразделяется на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

По источникам образования и целевому назначению имущество предприятия подразделяется на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств).

При изучении данной темы необходимо рассмотреть особенности предприятий связи, изучая при этом процесс воспроизводства на этих предприятиях. Следует также знать средства и источники их формирования в различных подотрослях связи.

Бухгалтерский учет – совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять функции анализа, контроля и управления хозяйственной деятельностью.

Элементы метода бухгалтерского учета – документация, инвентаризация, обобщение информации на счетах, двойная запись, составление баланса и отчетность.

Вопросы для самопроверки

1.     Предмет бухгалтерского учета.

2.     Объекты учета по каждой стадии кругооборота.

3.     Источники образования и назначения хозяйственных средств.

4.     Классификация хозяйственных средств по их функциональной роли и размещению.

5.     Понятие хозяйственных процессов на предприятиях связи.

6.     Понятие метода бухгалтерского учета.

7.     Документация бухгалтерского учета.

8.     Характеристика инвентаризации средств предприятия.

9.     Цели и оценка калькуляции в бухгалтерском учете.

Тема 3.  БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Бухгалтерский баланс – это сгруппированные в определенном порядке сведения о величине средств предприятия в едином денежном измерителе на конкретный момент времени. Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая часть которой – актив, а правая – пассив. В активе баланса показываются средства предприятия, в пассиве – источники средств предприятия. Необходимо изучить структуру разделов баланса и их статей.

Балансы Российской Федерации и предприятий стран с развитой рыночной экономикой имеют принципиальные различия как по структуре средств в активе, так и по структуре источников в пассиве. Один и тот же баланс зарубежного предприятия составляют по разной форме: более детализированная для совета директоров компании, более сокращенная для акционеров, налоговых органов, ежегодной публикации в газетах и журналах.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть изменения в бухгалтерском балансе, обусловленные приближением к международным стандартам в учете, разобраться в понятии «нетто баланса».

Следует знать изменения хозяйственных средств предприятия и уметь определять их на практике.

Вопросы для самопроверки

1.     Бухгалтерский баланс по экономическому содержанию и построению.

2.     Характеристика разделов и статей актива и пассива баланса.

3.     Взаимосвязь разделов актива и пассива баланса.

4.     Характеристика четырех типов хозяйственных операций.

5.     Взаимосвязь бухгалтерского баланса с изменениями хозяйственных средств предприятия.

Тема 4. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и учета однородных хозяйственных операций. По отношению к балансу различают активные и пассивные счета. Счет представляет собой таблицу, левая сторона которой называется дебет (Д), а правая – кредит (К).

Остатки, показанные по активным статьям баланса, записываются на активных счетах, а остатки, показанные по пассивным статьям баланса, записываются на пассивных счетах. В конце месяца на счетах подсчитывают обороты по дебету и кредиту, а также остатки на конец месяца, которые переносятся в баланс, составляемый на первое число следующего за отчетным месяцем (баланс предприятия составляют ежемесячно в главной книге, а форма 1 «Баланс предприятия» представляется в соответствующие адреса только в составе квартальной отчетности).

Необходимо знать правило двойной записи на счетах бухгалтерского учета, сущность которого заключается в том, что в зависимости от содержания хозяйственной операции, ее сумма записывается на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого.

Для получения обобщенных учетных данных бухгалтерский учет осуществляется в двух разрезах: синтетическом и аналитическом. Необходимо уяснить назначение синтетических и аналитических счетов, их взаимосвязь и учет.

Промежуточным звеном между синтетическим и аналитическим учетами являются субсчета, на которых имеется возможность получить необходимые сведения об отдельных группах объектов, входящих в состав номенклатуры.

В бухгалтерском учете счета имеют свою классификацию. Все счета бухгалтерского учета различают по экономическому содержанию и структуре. Совокупность всех счетов бухгалтерского учета представлена в плане счетов. В соответствии с приказом Минфина РФ от 31.12.2000 № 94н на территории России с 01.01.2002 используется план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, на основании которого министерства разрабатывают уточненный план счетов применительно к определенной отрасли народного хозяйства (прил.1).

Обобщение учетных данных за месяц осуществляется в оборотной ведомости, которая представляет собой свод оборотов и сальдо по всем счетам синтетического учета. Следует иметь в виду что, в данной ведомости сальдо на начало месяца по дебету всех счетов должно быть равно сальдо начальному по кредиту всех счетов, что обусловлено равенством актива и пассива баланса на начало месяца. Оборот за месяц по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов, что обусловлено применением двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Сальдо конечное по дебету всех счетов должно быть равно сальдо конечному по кредиту всех счетов, поскольку это новый баланс.

Вопросы для самопроверки

1.     Назначение счетов в бухгалтерском учете.

2.     Бухгалтерские счета как элемент метода бухгалтерского учета.

3.     Структура активных и пассивных счетов.

4.     Забалансовые счета.

5.     Отражение на счетах хозяйственных операций на основе бухгалтерских документов.

6.     Сущность и значение двойной записи.

7.     Счета синтетического и аналитического учетов, субсчета.

8.     Систематическая и хронологическая системы записи.

9.     Оборотные ведомости, порядок их составления и значения.

10. Классификация счетов бухгалтерского учета.

11. План счетов бухгалтерского учета.

Тема 5. ДОКУМЕНТЫ И УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ

Документ-материальный носитель информации, оформленной в установленном порядке, имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение. Изучая бухгалтерские документы, важно уяснить, какие реквизиты для них являются обязательными, какие требования предъявляются к их содержанию и оформлению. Необходимо знать классификацию бухгалтерских документов, уяснить назначение типовых и специализированных, внутренних и внешних, первичных и сводных, распорядительных, оправдательных и других документов.

Учетные регистры представляют собой разграфленные листы бумаги, используемые для регистрации бухгалтерских записей по счетам. Учетные регистры следует различать по внешнему виду, объему содержания и характеру записей.

Вопросы для самопроверки

1.     Сущность и значение документов.

2.     Сущность машинных носителей информации.

3.     Основные признаки классификации документов.

4.     Классификация документов по назначению.

5.     Требования, предъявляемые к содержанию и форме документов.

6.     Организация хранения документов на предприятии.

7.     Понятие и классификация регистров.

8.     Порядок регистрации хозяйственных операций.

Тема  6.     ФОРМЫ   И   ТЕХНИКА   БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Формой бухгалтерского учета является совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

В настоящее время на предприятиях наиболее распространены мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы учета, с которыми необходимо ознакомиться и уметь применять их на практике.

Вопросы для самопроверки

1.    Формы бухгалтерского учета, применяемые на предприятиях связи.

2.     Характеристика журнально-ордерной формы учета.

3.    Характеристика автоматизированной формы бухгалтерского учета.

Назад

Содержание

Вперед

Предоставляем бухгалтерские услуги организациям любых форм собственности.